+7 (4862) 41-69-78
Наш адрес: г. Орел, ул. Лескова, 13
 
 
 
 
 
 
 
 

Мастер-класс март - 2014


    Мастер-класс по теме

    "Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказками К.И.Чуковского"


                                                                                                                                                             Составлен: к.п.н., доцентом Ставцевой Е.А.,

    воспитателем высшей квалификационной категори

    Белозеровой О.Н.

     

     

     Задачи

    1. Активизировать и систематизировать знания педагогов о содержании работы по развитию речи детей дошкольного возраста, формировать умения применять имеющиеся знания на практике.

    2. Показать возможности художественной литературы (в частности произведений К.И.Чуковского) в развитии речи детей.

    3. Вызвать интерес к творчеству К.И.Чуковского.

    Форма проведения. Мастер-класс проводится в форме журнала «Хочу все знать» с использованием мультимедийной презентации. Слушатели активизируются вопросами, привлечением к выполнению заданий, обобщениям и выводам.

    Ход проведения.

    Ведущий: Сегодня мы предлагаем вам презентацию нового журнала для педагогов дошкольных учреждений, который только появился на современном рынке периодической печати с названием «Хочу все знать».

    Сегодняшний выпуск нашего журнала – тематический – и посвящен Корнею Ивановичи Чуковскому. Миллионы читателей – от двух лет и до глубокой старости – знают Корнея Ивановича как весёлого, озорного и мудрого сказочника. В русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почётное звание дедушки: И.А. Крылов и К.И. Чуковский. Причём Корнея Ивановича называли «дедушкой Чуковским» ещё при жизни. Поистине была велика любовь Чуковского к литературе, с ней могла соперничать только другая его великая любовь – к детям. Сказки и стихотворения Чуковского воспитывают у детей высокие человеческие качества: храбрость, смелость, находчивость, мужество, доброе отношение к окружающим людям и животным.

    Выбор темы неслучаен. Мы все прекрасно знаем, как велико значение книги в воспитании ребенка. Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Василий Александрович Сухомлинский писал: «Чтение книг – тропинка, по которой умный, думающий писатель находит путь к сердцу ребенка».

    Детство – пора, когда все впечатления особенно ярки и значительны. Прочитанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь. Велики возможности художественной литературы и в развитии речи дошкольников.

    Однако в последнее время наблюдается снижение интереса к чтению у людей разных возрастов, уменьшением времени, отводимым на чтение в условиях дошкольного учреждения, разнообразием художественных текстов в современной книжной промышленности, не всегда отвечающих педагогическим и эстетическим требованиям, засильем телевизионных и компьютерных программ.

    Поэтому проблема ознакомления детей с наиболее ценными произведениями художественной литературы в дошкольном возрасте, как никогда, актуальна. В связи с этим мы хотим показать, каковы возможности произведений К.И.Чуковского в развитии речи детей.

    Содержание сегодняшнего выпуска журнала представлено несколькими рубриками.

    Рубрика 1. Знакомство с жизнью и творчеством писателя.

    Литература для детей дошкольного возраста анонимна: их редко интересует, кто написал книжку. Последствия этой анонимности заметны и у взрослых: они не знают имена многих детских поэтов и писателей, хотя прекрасно помнят их произведения. Вместе с тем, это не означает, что ребенку не нужно говорить о том, кто написал книгу. Напоминание об авторстве – один из способов воспитания эстетической грамотности ребенка.

    Цель рассказов об авторе произведений – вызвать у детей инте­рес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повы­сить читательскую культуру ребенка.

    – Как вы думаете, каковы требования к рассказу для детей о творчестве поэта или писателя?

    По мнению Л.М.Гурович, Л.И.Береговой, В.И.Логиновой, З.А. Гриценко, этот рассказ воспитателя должен отвечать следу­ющим требованиям(показ слайда, памятки педагогам):

    Ø факты из жизни писателя должны быть точными и научными;

    Ø изложение должно быть образным, интерес­ным, доступным дошкольнику. Не следует приводить даты (хронология не­ понятна ребенку). Можно использовать перифразы: это было очень давно, когда не было еще не только ваших мам и пап, но даже ва­ших бабушек и дедушек, или это было так давно, что не только электричества не бы­ло, но даже и поезда еще не ходили;

    Ø рассказ о зарубежном авторе целесообразно предварить сообщением о его стране;

    Ø в рассказе могут быть сведения о детстве писателя, его семье, друзьях, играх, годах учения, отношении писателя к детям, о его литературном труде;

    Ø рассказ должен быть оснащен на­глядным материалом;

    Ø в рассказ нужно включать во­просы, выявляющие знания детей о произ­ведениях писателя, о его жизни и творчестве, опыт посещения памятных мест, музеев, связанных с творчеством автора, просмотра фильмов;

    Ø важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству писате­ля.  

    После рассказа возможна длительная интерес­ная совместная с детьми и родителями деятель­ность: чтение книг в детском саду и дома, прослу­шивание грамзаписей, сбор иллюстративного ма­териала и составление альбома, экскурсии к па­мятным местам, творчество детей по мотивам произведений (лепка, аппликация, рисование, инс­ценирование и т.п.), посещение выставки, театра, просмотр кинофильма, организация вечера раз­влечений. Таким образом, знакомство дошколь­ников с писателем и его творчеством должно осу­ществляться в системе.

    – Рассказ для детей о творчестве К.И.Чуковского может быть таким (рассказ сопровождается мультимедийной презентацией).

    Слайд Перед вами очень знаменитый детский поэт и сказочник Корней Иванович Чуковский. Его настоящая фамилия – Иван Васильевич Корнейчуков.

    Слайд Посмотрите на фотографии. На них вы видите маму Корнея Ивановича и Екатерину Осиповну и его сестру Марию.

    Слайд Чуковский очень любил детей. У него самого была большая семья. На фотографии вы видите его со своими детьми.

    Слайд Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. Вышло это так. Заболел его маленький сынишка. А Корней Иванович вёз его в поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. И чтобы как-нибудь развлечь сына, Корней Иванович стал рассказывать ему сказки. Начав, он не знал, что будет дальше. Важно было не запнуться, не остановиться ни на секунду, а быстро говорить под стук колёс:

    Жил да был крокодил,

    Он по улицам ходил,

    Папиросы курил,

    По-турецки говорил, -

    Крокодил, Крокодил Крокодилович!

    И мальчик слушал отца, затих и успокоился. Для отца было важно отвлечь внимание сына от болезни и он продолжал, тараторил:

    И дать ему в награду

    Сто фунтов шоколаду,

    Сто фунтов мармеладу,

    Сто фунтов винограду

    И тысячу порций мороженого.

    Мальчик перестал капризничать и заснул. А утром, проснувшись, просил отца рассказать вчерашнюю сказку, которую мальчик полностью запомнил.

    Слайд А знаменитый «Мойдодыр» родился так. Он сидел за письменным столом, работал и вдруг услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, т.к. не хотела идти мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо ей сказал:

    Надо, надо умываться

    По утрам и вечерам,

    А нечистым трубочистам

    Стыд и срам! Стыд и срам!

    Слайд Много сказок Корней Иванович сочинил для своей младшей дочери Мурочки. Посмотрите на фото. Корней Иванович читает свои сказки дочери.

    Слайд Много лет прошло с тех пор. Но сказки Корнея Ивановича продолжают жить. Их с удовольствием читали ваши папы и мамы, бабушки и дедушки. И мы с вами знаем и любим их.

    Слайды Давайте вспомним, какие его книги вы уже знаете. (Дети называют известные им произведения К.И.Чуковского, педагог демонстрирует слайды с изображением книг К.И.Чуковского).

    Слайды А теперь угадайте, из каких его произведений отрывки (воспитатель читает отрывки из его произведений, а дети угадывают).

    Слайды Корней Иванович сочинял и загадки (воспитатель загадывает загадки К.И.Чуковского, а дети отгадывают).

    Слайд Корней Иванович всегда был весёлым и жизнерадостным человеком. Даже родился он 1 апреля. А 1 апреля, как известно, считается днём шуток, веселья и смеха. С ранних лет его стихи приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши бабушки и дедушки не представляют своего детства без его знаменитых произведений. Даже малыши, не умеющие читать, знают произведения Чуковского. В них происходят небылицы и чудеса. Его забавные, весёлые стихи можно распевать, пританцовывать, а сказки читать и с удовольствием перечитывать.

    Слайд Сам Корней Иванович говорил, что он по-настоящему счастлив только среди детей. Он часто встречался с детьми. В загородном доме Переделкино в Подмосковье, где он жил долгие годы, он часто встречался с детьми. Там он собирал вокруг себя детей и устраивал им праздники.

    Слайд В этом доме была организована библиотека.

    Слайд Сейчас здесь находится музей писателя. Слайд

    Слайд Вот таким Корней Иванович останется в памяти людей, добрым, веселым, жизнерадостным.

    Рубрика 2. Развитие словаря на материале произведений К.И.Чуковского.

    Произведения К.И. Чуковского имеют огромное значение для развития словаря, так как в них широко встречаются образные средства языка (синонимы, антонимы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сравнения, эпитеты и т.д.); им присуща особая ритмическая органи­зация стиха (хорей, парная рифма, плясовые ритмы, звукоподражания и т.д.), способная развивать поэтический слух дошкольника; в произведениях используются неологизмы, которые формируют у детей интерес к словотворчеству, самостоятельному придумыванию новых слов и т.д.

    С целью развития образной речи в беседе по содержанию прочитанного текста целесообразно обращать внимание на авторскую лексику. Приведем примеры.

    · Анализ и самостоятельный подбор определений.

    – Какая в сказке муха? Как о ней можно сказать (хозяйственная, добрая, гостеприимная, слабая)? Какой комар (смелый, отважный, храбрый)? Гости (трусливые, слабые)? Паук (злой, страшный, сердитый)? («Муха-Цокотуха»).

    – Как сказано о мыле (душистое); полотенце (пушистое)? Как еще можно сказать об этих вещах? («Мойдодыр»).

    · Анализ и подбор сравнений.

    – Вспомните, с чем автор сравнивает и почему: подушка, как лягушка; мочалку, словно галку; убежал, как от огня; щетки затрещали, как трещотки; мыло кусало, как оса; помчался, как от палки; мочалка кусает, как волчица. Как еще можно сказать об этом, с чем можно сравнить? («Мойдодыр»).

    · Анализ и подбор эпитетов.

    – Как в сказке названы: таракан (страшный великан, рыжий и усатый, злой обжора), слониха (щеголиха), раки (забияки), воробей (удалой)? Как называет автор таракана (повелитель, победитель)? Как назвала таракана кенгуру (таракан, таракан, таракашечка, жидконогая козявочка-букашечка, малявочка, козявочка)? («Тараканище»).

    – Как в сказке названы: бабочка (красавица); Муха-цокотуха (позолоченное брюхо, именинница, душа-девица); паучок (старичок, злодей); комар (победитель). («Муха-Цокотуха»).

    · Анализ непонятных слов, встречающихся в тексте.

    – Что такое «головомойка», «срам»? Когда так говорят? («Мойдодыр»).

    – Почему главный герой назван «Мойдодыр»? Вы слышали в жизни такие слова? Когда так говорят? («Мойдодыр»).

    · Работа над разными значениями многозначных слов.

    К.И. Чуковский придумывал загадки. Целесообразно обращать внимание на средства образной выразительности, используемые автором в них.

    Я одноухая старуха,
    Я прыгаю по полотну
    И нитку длинную из уха,
    Как паутинку, я тяну. (Иголка.)

    – Что это такое? Какие еще бывают иголки? О чем еще говорят ухо? Про какое ухо идет речь в загадке? Какие еще бывают уши?

    Хожу-брожу не по лесам,

    А по усам, по волосам,

    И зубы у меня длинней,

    Чем у волков и медведей. (Гребешок.)

    – О каких зубах идет речь? Какие еще бывают зубы? О чем можно сказать зубы? О чем можно сказать зубья?

    · Работа над синонимами.

    У канавки

    Две козявки

    Продают ежам булавки.

    А ежи-то хохотать! («Ежики смеются»)

    Хохотать, как сказать по-другому (смеяться)?

    Но веселые зверята –

    Поросята, медвежата –

    Пуще прежнего шалят,

    Зайца слушать не хотят.(«Путаница»).

    Шалят, как сказать по-другому (балуются)?

    Испугался Крокодил,

    Завопил, заголосил....(«Краденое солнце»).

    Завопил, заголосил, как сказать по-другому (заплакал, запричитал)?

    · Работа над антонимами.

    Курица-красавица у меня жила.
    Ах, какая умная курица была!
    Шила мне кафтаны, шила сапоги,
    Сладкие, румяные пекла мне пироги.
    А когда управится, сядет у ворот -
    Сказочку расскажет, песенку споёт. («Курица»).

    – Как автор назвал курицу? Как еще ее можно назвать? Если она много трудилась, значит, она какая (трудолюбивая)? Если курица любила трудиться, значит, она была трудолюбивая. А как сказать наоборот (ленивая)?

     

    Жила-была мышка Ма́уси

    И вдруг увидала Кота́уси.

    У Ко́тауси злые глазауси

    И злые-презлые зубауси.

    Подбежала Котауси к Ма́уси

    И замахала хвостауси:

    "Ах, Ма́уси, Ма́уси, Ма́уси,

    Подойди ко мне, милая Ма́уси!

    Я спою тебе песенку, Ма́уси,

    Чудесную песенку, Ма́уси!"

    Но ответила умная Ма́уси:

    "Ты меня не обманешь, Кота́уси!

    Вижу злые твои глазауси

    И злые-презлые зубауси!"

    Так ответила умная Ма́уси -

    И скорее бегом от Кота́уси.

    («Кота́уси и Ма́уси»).

    – Как сказать наоборот: злые глазауси – … (добрые), умная Ма́уси – … (глупая), чудесную песенку – … (безобразную).

    Дженни туфлю потеряла,

    Долго плакала, искала.

    Мельник туфельку нашел

    И на мельнице смолол. («Дженни»).

    – Какая была Дженни, когда потеряла туфельку (грустная)? А если бы мельник туфельку нашел и отдал бы Дженни, какая бы она стала (веселая)?

    Рубрика 3. Развитие поэтического слуха.

    В понятие «поэти­ческий слух» (по определению О.С.Ушаковой) входит осознание средств художест­венной выразительности и чувство поэтического языка, т.е. способность воспринимать художественное слово и умение использовать его в собственной словесной деятельности.

    С целью развития поэтического слуха у детей можно использовать следующие приемы:

    · Анализ ритмического рисунка стихотворения.

    – «Музыканты прибежали, в барабаны застучали……Нынче муха-Цокотуха именинница!»: «Какое было у вас настроение, когда вы слушали эти строчки? Почему? Вам хотелось танцевать? Почему? Давайте попробуем хлопать в ладоши в такт стихотворению». Педагог зачитывает еще раз строчки, дети прохлопывают ритм. («Муха-Цокотуха»).

    · Анализ рифмы и самостоятельный подбор рифм.

    После чтения стихотворения «Чудо-дерево» детям можно предложить задания на рифмование: «Кому что?»

    Калошки … кому? Матрешке, Сережке…

    Босоножки… кому? …Тотошке, Антошке…

    Ботинки.. кому? Зинке, Иринке, Мурзилке.

    Чулки … кому? Нинке, или Получат чулки … кто? Мотыльки, Червячки.

    Рубрика 4. Развитие диалогической речи.

    Только читать произведения детям недостаточно. Чтение обязательно должно сопровождаться беседой о прочитанном. Еецель – уточнить понимание детьми содержания произведения, его идеи, выяснить степень осознания средств художественной выразительности.

    В процессе этой работы также происходит совершенствование диалогической речи детей.

    – Как вы думаете, какие диалогические умения развиваются у дошкольников в процессе беседы о прочитанном? (Умение слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с содержанием, слушать ответы других ребят, дожидаться своей очереди для высказывания, высказывать свое отношение к героям, выражать в слове собственное эмоциональное отношение к прочитанному и т.д.).

    – О чем надо спрашивать детей в процессе беседы о прочитанном тексте?

    – Все вопросы, которые вы назвали можно сгруппировать в 3 блока (слайд): 1) на понимание детьми содержания (о чем произведение, кто его главные герои, какие события и в какой последовательности произошли в тексте и т.д.); 2) на понимание формы произведения (каков жанр прочитанного текста, какие средства образной выразительности используются в тексте и т.д.); 3) на выражение личного отношения к прочитанному (понравилось произведение или нет и почему).

    По мотивам сказки «Телефон» детям можно предложить придумать и разыграть ситуации разговоров по телефону, по сказке «Айболит» – придумать, кто еще мог приходить за помощью к Айболиту и что говорить ему. Подобные задания не только развивают творчество ребят, но и совершенствуют навыки ведения диалога.

    Рубрика 5. Развитие монологической речи.

    Чтение произведений К.И.Чуковского способствует активизации творческого воображения детей, побуждает их самих придумывать нечто новое по образцу, предлагаемому автору. Важно чтобы педагог способствовал возникновению у детей интереса к этой деятельности. Подобные задания направлены на развитие умений творческого рассказывания у дошкольников.

    Например, после чтения стихотворения «Путаница» детей можно спросить: Почему стихотворение так называется? Какие путаницы вы услышали? Давайте их «распутаем». (Педагог читает строчки из стихотворения, а дети говорят, как правильно, а затем придумывают свои путаницы по аналогии).

    После чтения стихотворения «Чудо-дерево»: Почему дерево названо «чудо-дерево»? Что росло на нем? Что еще могло бы расти на этом дереве? Давайте придумаем новую сказку про «Чудо-дерево».

    После чтения стихотворения «Кота́уси и Ма́уси» с детьми можно обсудить, в чем необычность этого стихотворения, понятно ли о чем идет в нем речь, что означают слова глазауси, зубауси, хвостауси, предложить ребятам поговорить на таком необычном языке и преобразовать другие слова в сказочные по аналогии со стихотворением К.И. Чуковского.

    Рубрика 6. Развитие интонационной выразительности.

    Сказки и стихотворения К.И.Чуковского легко запоминаются и соответствуют требованиям к отбору литературы для заучивания наизусть. В них много действующих лиц, диалогов, поэтому они могут успешно использоваться для игр-драматизаций. Игры-драматизации, заучивание наизусть способствуют развитию интонационной выразительности речи дошкольников.

    – Как вы думает, чем отличается игра-драматизация от инсценировки?

    Инсценировка– это заранее подготовленный спектакль, разыгрывающий весь художественный текст или его часть. Для этого пишется сценарий, разучиваются роли, проводятся репетиции.

    Драматизация– очень похожа на сюжетно-ролевую игру, только по мотивам художественного текста. В ней нет сценария, роли не разучиваются, репетиции не организуются. Ребята самостоятельно или по предложению педагога разыгрывают сюжет, могут изменять его по-своему усмотрению.

    – Педагог, работающий с детьми, должен владеть средствами интонационной выразительности. Сейчас мы попробуем прочитать выразительно фрагмент сказки К.И.Чуковского «Федорино горе» (чтение по ролям с элементами хорового чтения).

    Рубрика 7. Дидактические игры и упражнения по произведениям К.И.Чуковского.

    Демонстрация дидактической игры по творчеству К.И.Чуковского (мультимедийная презентация).

    Подведение итогов презентации журнала «Хочу все знать» организуется в виде оформления подписки на дальнейшее знакомство с новыми выпусками.

     

    Версия для слабовидящих
           
    Сведения об образовательной организации
           
    Для вас, родители!
           
    Странички наших педагогов
           
    Здоровье
           
           
    Отчетность