+7 (4862) 41-69-78
Наш адрес: г. Орел, ул. Лескова, 13
 
 
 
 
 
 
 
 

Экспериментальная работа

"Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой

С 01.09.2011 года в МДОУ Детском саду № 56 ведется экспериментальная работа в рамках городской экспериментальной площадки.

Цель эксперимента: создание программно-методических рекомендаций по развитию речи в процессе ознакомления с художественной литературой.

Проблема исследования: каким должен быть комплекс педагогических средств и условий, обеспечивающий эффективность развития речи в процессе ознакомления с художественной литературой.

Объект исследования: процесс развития речи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: комплекс педагогических средств и условий, повышающих эффективность развития речи в процессе ознакомления с художественной литературой.

Гипотеза исследования. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой будет проходить успешнее если:

  1. создать в ДОУ условия, способствующие развитию речи и повышению у детей интереса к художественной литературе;
  2. обеспечить социальное партнерство ДОУ, библиотеки, школы и семьи;
  3. организовать взаимодействие всех специалистов ДОУ;
  4. решать все задачи развития речи в единстве;
  5. использовать развивающий потенциал театрализованной изобразительной, музыкальной видов деятельности.

Задачи исследования.

  1. Изучить особенности развития речи у детей дошкольного возраста.
  2. Провести опытно-экспериментальное исследование с целью оптимизации процесса развития речи у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.

Повышение читательской культуры детей посредством ознакомления с орловскими писателями и поэтами


 Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров.
 Радует то, что детская литература сегодня богата по составу и содержанию.
 В нашей стране для детей издаются произведения устного народного творчества народов разных стран, произведения русской и зарубежной классики, детские книги современных отечественных и зарубежных авторов. Помимо этого, региональные книжные издательства так же выпускают книги для детей местных поэтов и писателей.
 Не являются исключением и орловские книжные издательства. Благодаря им увидели свет книги для детей орловских поэтов и писателей:А.А.Фета, Ф.И. Тютчева, И.С. Тургенева, М.М. Пришвина, Н.С. Лескова, Е.А. Благининой, Н.С. Сердюковой, В.Катанова, В.Г. Еремина и др. 
 На базе нашего дошкольного учреждения открыта муниципальная экспериментальная площадка по теме» Развитие речи детей дошкольного возраста  в процессе ознакомления с художественной литературой». Актуальность проблемы заключается в том, что, в наш век новых информационных технологий, несмотря на обилие издаваемой литературы, роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать.  
Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютерные технологии. В связи с этим с каждым годом в стране становится все больше и больше детей не читающих, не желающих общаться с книгой. И самое страшное заключается в том, что родителей это нисколько не беспокоит. Напротив, они довольны своим воспитанием ребенка,  тем, что ребенок занят делом, не беспокоит их, не отвлекает от домашних хлопот. А педагоги,  психологи, и писатели наоборот, стремятся тем временем уделять большое внимание как нравственному воспитанию в целом, так и воспитанию любви к Родине в частности, посредством приобщения детей к книге. Но решая суть данной проблемы, опираются на «золотой фонд» российской и мировой литературы, не акцентируя внимания на литературном наследии родного края.
Поэтому  не случайно в нашем дошкольном учреждении накоплен богатый материал по ознакомлению детей с историей и литературным наследием их малой родины. 
Знакомство с поэтами и писателями в дошкольном учреждении организуем на занятиях и вне их.
В работе используем сведения из биографии мастеров художественного слова,связываем  библиографические факты с памятными местами Орловщины. Например, при ознакомлении с творчеством И.С. Тургенева предлагаем детям подготовительной к школе группе заочную  экскурсию в музей-усадьбу «Спасское-Лутовиново» (музей находится недалеко от города, и первое очное знакомство с ним происходит в школьном возрасте); посещение музея Тургенева, памятника писателю в г.Орле, места, которое в Орле называют «Тургеневский бережок» (няня водила сюда маленького Ваню гулять, это было его любимое место для прогулок). Показываем иллюстрации драмтеатра им. Тургенева, гуляем по улице, названнойименем писателя и т.д. 
 Расположение дошкольного учреждения позволяет успешно осуществлять пешеходные прогулки к этим памятным местам. Экскурсии
вызывают живой отклик у детей, они хорошо запоминают предлагаемую информацию отворчестве писателя, и это является залогом дальнейшей успешной работы. При организации подобных мероприятий задаем дошкольникам вопросы, выявляющие уже имеющиеся у них  знания опроизведениях писателя, о его жизни и творчестве, опыт посещения памятных мест, музеев и т.д.(многие дошкольники живут на улице им. Тургенева, посещали драмтеатр им. Тургенева, гуляли с родителями по Тургеневскому бережку и т.д.).
 На занятиях рассказываем детям о жизни писателей и поэтов. Излагаем биографии  авторов по-разному: связываем их с историей создания произведения, содержанием самих произведений, рассказываем о детстве автора, его увлечениях, интересах и т.д. Стараемся подавать материал о жизни и творчестве поэтов и писателей образно, интересно. Например, на занятии, посвященном М.М.Пришвину, сообщаем детям, что М.М. Пришвин был агрономом, учителем, ботаником, естествоиспытателем, он исходил и изъездил многие места  нашей огромной страны, прекрасно знал её Север и Дальний Восток, не раз бывал и в горах Крыма, и в степях Казахстана, и в Заволжских полях и лугах.  Он умел видеть необыкновенное, волшебное в самом простом: в весенней капели, запахе морозного воздуха, весеннем щебете птиц, в обычном цветке. Писатель великолепно знал природу, умел заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно. Любовь писателя к природе отражена в его рассказах «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Осинкам холодно», «Рябинка краснеет» и других. При чтении этих рассказов обращаем внимание дошкольников на описание природы, подчеркиваем, что только человек, горячо любящий природу, мог так красиво рассказать о ней. Его произведения учат понимать и беречь природу.
Близко дошкольникам творчество нашего земляка, писателя и поэта Вадима Геннадиевича Ерёмина. Обращаем внимание на то, что в каждом своем стихотворении он подчеркивает, что ребенка, как и взрослого, могут одолевать серьезные мысли, ему приходится принимать трудные решения, что у него много разных проблем, хоть и своих, детских. Он рассказывает об играх детей («Магазин», «Мои игрушки», «Моряк»), тонко подмечая детские проблемы («Последний», «Новичок»), высмеивая отрицательные качества людей («Злодей»).
 Стараемся, чтобы в рассказах нашло отражение личное отношение педагога к творчеству писателя. Считаем, что это «личное» помогает создавать нужную тональность, сближает рассказчика со слушателями, является незаменимым творческим стимулом в работе с детьми.
 На занятиях широко используем наглядность: портреты авторов; карту Орловской области, чтобы показать места, где они родились; фотографии из семейных альбомов писателей; сборники произведений и иллюстрации к ним; устраиваем выставки книг и фотографий, детских рисунков и т.д. Предлагаем детям проиллюстрировать знакомые произведения орловских писателей и поэтов и изготовить «книжки-малышки».
При чтении произведений поэтов и писателей Орловского края беседуем с детьми о прочитанном: задаем вопросы на понимание содержания прочитанного, выявление образных средств, используемых автором, побуждаем дошкольников высказывать свое  личное отношение к услышанному и обосновывать свою точку зрения.
Проводим вечера, посвященные творчеству поэтов и писателей родного края («Наши орловские писатели», «Писатели Орловщины- детям» и др.), музыкально-литературные викторины, творческие встречи с работниками музея писателей - орловцев («Елена Благинина- детям», «Михаил Пришвин и природа» и др.), тематические встречи в библиотеке им А. Гайдара.
Считаем, что организованная подобным образом работа является незаменимым средством для патриотического, эстетического воспитания дошкольников, развития их речи, любви и интереса к художественной литературе в целом.

     
Мастер-класс март - 2014

Презентация по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание в процессе ознакомления с художественной литературой"

Материалы литературной гостиной "Детская художественная литература середины XX века"

Проект старшей группы "Иди, мой друг, дорогою добра"

Анализ работы экспериментальной площадки МБДОУ № 56 за 2015 - 2016 учебный год

Версия для слабовидящих
       
Сведения об образовательной организации
       
Для вас, родители!
       
Странички наших педагогов
       
Здоровье
       
       
Отчетность